04 апреля, 2013

РАЗВИВАЕМ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ.

Отработка скорости чтения
Ученик, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.


  Упражнения:
  1. Работа с мячиком.
Купить резиновый мячик с шипами (продаются в зоомагазинах).
Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!
Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.
2.Читать слова наоборот.
3. Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок:
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
ж) чтение согласных:
Делай глубокий вдох и на выдохе читай 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.
  1. “Буксир-1”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
  1. “Буксир-2”
Заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
  1. Многократное чтение
Вам предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого вы отмечаете, до какого места дочитали. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого вы снова замечаете, до какого слова вы дочитали, и сравниваете с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз вы прочитали на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции,  хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха.
  1. Чтение в темпе скороговорки
Отрабатывается четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” вами, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
  1. “Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Вы кладете руки на колени и начинаете читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” вы отрываете голову от книги, закрываете глаза и несколько секунд отдыхаете, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” вы должны отыскать глазами то место в книге, на котором  остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
  1. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве можно использовать метроном.